Осенние пейзажи Левитана спорят с привычным представлением об осени как о печальной поре умирания и увядания природы.
В картине «Золотая осень» художник по-пушкински изображает осень, рисует «пышное природы увяданье». Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берёз, тусклые, приглушённые для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей журчащим ручьём. Художник рисует тонкие и стройные стволы берёзок-красавиц, создаёт едва уловимый лирический мотив, который заставляет зрителя сполна ощутить поэзию родной природы.
Картина рождает в нас прилив бодрости и сил. Мы словно сами прошли по берегу ручья, тронули плечом тонкую берёзу, и она осыпала нас лёгкими точёными листьями и каплями дождя.
Автор как бы говорит: «Осень – это не смерть природы и даже не сон её. Природа вечно жива и вечно прекрасна».
(142 слова)
По С. Фениной