Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
Якуб Наркевич-Йодка
Судьба этого человека и его вклад в мировую науку, к сожалению, были недооценены при жизни и забыты после смерти. А между тем практические результаты, достигнутые им путём поисков и экспериментов, не требуют доказательств.
Считается, например, что отсчёт истории физиотерапии в Беларуси следует вести с 1915 года. Именно в то время в Минске был открыт первый кабинет, где лечили различные заболевания электрическими импульсами.
Но мало кто знает, что ещё в 1870 году минский естествоиспытатель Якуб Оттонович Наркевич-Йодка занимался не только изучением влияния электричества на организм, но и успешно лечил им больных.
Дворянин Якуб Наркевич-Йодка родился в богатой семье в селении Турин Минской губернии. Сразу после его рождения отец с семьёй перебрался в Минск. Здесь Наркевич окончил Минскую губернскую гимназию. В 1865 году он получил степень бакалавра наук. Будущий учёный уделял огромное внимание музыке. На этом поприще он добился заметных успехов и мог бы сделать неплохую карьеру. Тем более что во время своего первого непродолжительного путешествия по Европе наш земляк снискал себе славу виртуоза-исполнителя.
Однако уже тогда он стал проявлять интерес к научной деятельности и медицине. Именно по этой причине наш земляк продолжил своё обучение в ряде университетов Европы. Получив необходимые знания по природоведению, физике и медицине, он занялся научно-практической деятельностью.
Наркевич-Йодка уединился в своём родовом имении Наднеман и занялся делом. Через некоторое время там появилась первая станция метеорологического наблюдения и комплекс лабораторий, в которых проводились исследования по влиянию электричества на зерновые культуры. Так, анализируя метеорологические данные, он пришёл к выводу, что атмосферное электричество положительно влияет на урожай.
Через некоторое время Наркевич-Йодка начал изучать положительное воздействие электричества на организм человека.
Взгляд на природу этого явления привёл его в медицину. Исследователь предположил, что любое заболевание есть не что иное, как «нарушение электрического баланса организма, и для его восстановления необходимо воздействовать токами энергии на поражённые органы».
Время подтвердило правоту учёного. Его наблюдение переросло в новое научное направление, которое получило название электротерапия. Оформив свои выводы в форме доклада, он выступил на коллегии Академического научного общества Петербурга. После этого последовали приглашения в университеты Берлина, Вены, Парижа и Лондона. Через некоторое время Наркевич-Йодка был награждён «за особый вклад в науку» орденами святой Анны 3-й степени и святого Станислава.
Тщательно изучив законы, связанные с электричеством, наш земляк пришёл к ещё одному удивительному выводу, который звучал так: оно подчиняется общим законам природы, весь мир окружён и наполнен им, а человек – это электрическая машина, которая способна как генерировать электричество, так и взаимодействовать с ним. Работа над этим предположением привела его к созданию электрофотографии. Её суть состояла в фиксации различных объектов (в том числе живой природы) на фотопластину в условиях электрического разряда, вызываемого с помощью источника высокого напряжения. Сделав изрядное количество снимков и описав свои наблюдения в форме доклада, учёный поехал в Петербург. После выступления в Российской академии наук он был единогласно избран на должность сотрудника Императорского общества экспериментальной медицины. Через некоторое время по рекомендации всё той же академии он получил звание почётного профессора Сорбоннского университета в Париже.
Наркевич-Йодка возвратился в Минск. Его здоровье стало слабеть. Несмотря на протесты врачей, в 1905 году он отправился в Вену и Рим с циклом лекций по лечебному влиянию электричества на организм человека.
Шестого февраля того же года он скончался. Так закончился земной путь одного из самых ярких представителей белорусского научного мира XIX века.
Многочисленные научные труды Наркевича-Йодки всесторонне охватывают различные вопросы естествознания и вносят важный вклад в копилку полезного человеческого опыта.
(554 слова)
По Л. Селицкой