Я знал много героев на войне, и их храбрость, их героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой, со страстным накоплением знаний, мастерством, переходящим в степень искусства. Я много раз убеждался в том, что храбрость без закалки всё равно что холостой выстрел. Мало одного энтузиазма, одного желания стать героем – этого может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, но не на долгую, упорную борьбу. Потому что борьба – это труд, а во всяком труде нужен навык.
Думаю, что всё сказанное относится не только к лётчикам, подводникам, геологам, полярникам – к людям так называемых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.
Я преклоняюсь перед педагогическим героизмом Антона Семёновича Макаренко. Можно ли без волнения думать о поистине титаническом труде, который вёл Лев Толстой над своими рукописями? Не только сверкающий полёт вдохновения, а сверхчеловеческое напряжение мысли, физических и моральных сил потребовалось, очевидно, на то, чтобы десятки раз строка за строкой переделывать рукописи.
Конечно, было бы наивно проводить прямые параллели между этими примерами. Но на каком бы участке жизни ни были совершены подвиги: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или в медицинской клинике – в подвигах есть общая черта. Подвиг – это вершина огромного труда, напряжённого и многогранного.
(212 слов)
По И. Кожедубу