Крепостной мужик, рабочий одного из уральских заводов, Ефим Черепанов очень любил паровые машины. Но эксперименты Ефима с паровыми подъёмниками или другими строительными механизмами долго не находили поддержки.
Однако, когда русские промышленники стали узнавать, что английские и другие европейские промышленники имеют на своих шахтах и заводах гораздо большие объёмы производства, чем в России, решили они отправить Ефима Черепанова в заграничную командировку. Вот и ездил он то в Швецию, то в Англию, то ещё куда. И хотя многого ему там старались не показывать, считая его шпионом, сообразительный Ефим Черепанов набрался знаний с запасом. Когда он вернулся в родной посёлок, его назначили главным механиком, и ему удалось сделать несколько работающих паровых агрегатов.
А в следующую поездку он упросил отправить с ним сына Мирона – тот тоже был рабочим и поклонником паровых машин.
Так узнал Мирон про паровые телеги, и принялись они с отцом создавать свою.
Трудиться над самоходным агрегатом приходилось в свободное от основной работы время. Сын и отец Черепановы подготовили проекты нескольких паровых агрегатов для рудников, а пока они строились, занялись паровозом – точнее, сухопутным пароходом, как они его называли. Кстати, за труды и тягу к технике по решению царя Черепанов перестал быть крепостным и был награждён серебряной медалью с простым и понятным названием «За полезное».
Первый опытный образец паровоза взорвался. Черепановы остались целы и невредимы и продолжили работу. К августу 1834 года у них был не только готовый образец парохода-паровоза, но и первая российская железная дорога протяжённостью около 900 метров.
И вот на поле выкатилась небольшая телега с чем-то вроде бочки и длиннющей трубой. Пилотировал его Мирон Черепанов. Собравшиеся были потрясены – этот агрегат мог ездить не только вперёд, но и назад! И тащить при этом больше трёх тонн груза!
После удачных показательных выступлений в 1836 году построили и первую рабочую железную дорогу. Протянулась она от медного рудника до одного из заводов. И стал по ней ездить пароход Черепановых. Руду возил, иногда катал рабочих. А отец и сын Черепановы потом даже второй паровоз-пароход сделали – в два раза мощнее прежнего.
(325 слов)
По Е. Лобанову