В сказках исподволь раскрывается жизненная правда целого народа, причём раскрывается непременно в развёрнутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, безыскусственное совершенство и удивительная простота композиции, непревзойдённое богатство языка сказок, безусловно, способствуют глубокому и устойчивому восприятию маленьким человеком нравственных и эстетических идей народа, исстари отражавшихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой. Сказки беспрестанно развивают личность ребёнка, они мало-помалу пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты. В. Л. Сухомлинский говорил: «Сказка, игра фантазии – по-настоящему животворный источник детского мышления, поистине благородных чувств и стремлений».
Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, понемногу зарождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, тотчас же активизируют поток мысли, который мало-помалу побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими, зачастую невидимыми глазу оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, единственно возможным средством выражения мыслей и чувств. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, невозможно представить детское мышление и детскую речь.
Парадоксально, но дети находит глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. Десять, одиннадцать раз ребёнок может пересказывать одну и ту же сказку и беспрерывно открывает в ней что-то новое. Девчонкам и мальчишкам хорошо известно, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кащея Бессмертного, однако в этих образах воплощаются добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, маленький человечек выражает своё отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Причём не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
(299 слов)
По А. Дановскому