Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Система образов-символов в балладе «Светлана» В. А. Жуковского

   В балладе В. А. Жуковского «Светлана» нашла отражение стихия народной жизни. Не случайно именно святочные дни описываются в произведении. Это дни ожесточенной борьбы тёмных и светлых сил в природе и в душе человека. Поэтому принципиально важно время действия: «крещенский вечерок». Следовательно, уже в начале содержания баллады мы видим проявление двойственности культурного пространства: вечер накануне Богоявления и древнее языческое гадание, в котором участвует героиня. С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба светлых и тёмных сил в душе человека.
   Раскрытию основной мысли автора способствует композиция баллады. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон является кульминацией для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят в сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. С одной стороны, гадания, вера в сны свойственны древним культам, следовательно, этот факт характеризует героиню как человека, имеющего глубокие славянские корни.
   С другой стороны, именно в сне во всей своей спасительной мощи проявляются христианские символы.
   Сон тоже имеет самостоятельную композицию, в которой интересна двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищённой светлыми силами, над тьмой. Фрагменты, описывающие реальную жизнь, наполнены реалистическими деталями. Баллада завершается своеобразным поучением, в котором автор объясняет основную идею произведения.
   Итак, баллада «Светлана» начинается подробным описанием святочных гаданий, которые тесно связаны с древними славянскими обычаями и верованиями: появляются образы луны, тумана, сумрака, сопровождающие этот ритуал. Героиня Светлана погружена во мрак древних верований. Звучат фольклорные мотивы, демонстрирующие обрядовой песне народные предания: венец, кольцо, обручение – атрибуты христианских обрядов, каждое из которых несёт древнюю общеславянскую образность.
   Далее следуют жалобы героини на жизнь, на судьбу. Автор баллады отмечает, что судьба – это только линия жизни, но есть случай – это узел на этом пути, который следует развязать. И оттого, как героиня развяжет его, и будет определяться её истинная судьба. Следуя за текстом баллады, мы видим, как тьма в зеркале порождает тьму, робость и страх в душе Светланы, но постепенно реальность изменяется, создается впечатление, что произведение ставит условие: счастье будет при обращении героини к свету христианства. И начинается путь Светланы к истинному свету, появляются светлые библейские образы-символы, символы чистоты. Строки, описывающие состояние Светланы после пробуждения, абсолютно прозрачны. Героиня устремлена в «божий храм», к «небесам». Победа света окончательная.
   Как видим, система образов-символов в балладе В. А. Жуковского чётко организована и служит раскрытию основной мысли автора, ясно сформулированной в конце: «Лучший друг нам в жизни сей – вера в провиденье».
   Кульминационный структурный элемент баллады – сон – воплощает деяния героини; её обращение к вере и горячая молитва вознаграждаются счастливым пробуждением. Следовательно, жалобы Светланы в начале баллады – это то, что могло привести её к гибели, если бы не спасение в «вере провиденье».
   Судьба, которую клянёт Светлана в начале баллады, оборачивается счастьем.
   Практически каждый образ-символ баллады имеет древние корни, уходящие в глубокое прошлое. Почти каждый образ-символ «двоится», поскольку известно, что христианство впитало в себя многие славянские верования. А противостояние тёмных и светлых сил (язычества и христианства), заканчивающееся победой провидения, организует сюжет и структуру баллады.
(488 слов)

По О. Левушкиной