Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Свидание с парком

   Об этой минуте Тургенев мечтал давно.
   Не только в Петербурге, когда сидел под арестом, но и во Франции он вспоминал о своём парке как о самом благодатном месте на земле. Ничто и никогда не могло заменить ему парка в Спасском. И сейчас он ступал на его центральную аллею с трепетным чувством человека, идущего на свидание.
   Дом остался за спиной, а над головой сомкнулись, закрывая небо, деревья. Внизу, на дорожке, было прохладно, сумрачно. Солнечные лучи сюда почти не пробивались. В кустах и на земле пели, трещали, попискивали зяблики, корольки, дрозды. Где-то далеко куковала кукушка.
   Он шел, всё убыстряя шаг, вниз к пруду, а душу переполняли та лёгкость и то благоговейное отношение к природе, что так захватывало его здесь в былые годы, когда он был молод.
   На берегу пруда два мальчугана удили рыбу. Первый был лет десяти, второй помладше. Оба рыженькие, как грибы лисички, остроносенькие, в веснушках.
   – Клюёт? – тихо спросил Тургенев.
   – Перестала, – скосив на него глаза, ответил старший и переступил босыми ногами.
   Видно было, что он робеет перед Тургеневым.
   – Приходи поутру ко мне, – сказал Тургенев. – Я тебе крючков дам хороших и поплавки. Знаешь, куда прийти?
   Мальчик кивнул.
   Тургенев пошёл дальше.
   Ель, росшая из одного корня двумя стволами, словно обрадовалась приближению человека и протяжно прошумела высоко в небе.
   Это была старая любимица Тургенева. Между ними существовала дружба с далёкой поры тургеневского детства. Он любил сидеть у её корней или ложиться на тёплую землю и смотреть на её ветви. После разлуки она тоже, конечно, узнала его и приветствовала по-своему, ласково и басовито.
   Она была прекрасна. Слова обыкновенной человеческой речи не могли определить всей её мощи. Лишь удивительные строчки Пушкина, посвящённые трём его любимым соснам, звучали в лад с её величавым шумом. Тургенев прижался щекой к стволу и долго стоял, прислушиваясь.
   Тургенев возвращался к дому в сумерках, когда лишь на краях высоких облаков играл розовый отсвет скрывшегося за горизонтом солнца, резко и пряно пахли травы, а в доме зажглись огни.
(319 слов)