Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Родина

   Каждый из нас носит в себе любовь к родине в двух её образах. Есть Родина – огромная страна. Эту Родину мы любим сознательной любовью и сознательно внушаем нашим детям любовь к ней.
   Но у каждого из нас есть ещё другая родина, которую никто нас любить не учил. И нужды учить нет. Мы и так её любим, причём бессознательной любовью. Эта родина – маленькая точка на карте, место, где я родился и провёл детство. Объективно говоря, не хуже и не лучше тысяч других мест, но для меня – единственное, особенное и ничем не заменимое. Образ этой родины, её запахи, её звуки человек помнит до гробовой доски, даже если он с детства туда не возвращался. Но вернуться тянет всю жизнь. Вдали от неё всё, что с ней связано, волнует. Упомянули родной городок по радио – и радостно слышать. Услышал в толпе родной говорок – и готов броситься на шею земляку, человеку, ничем более не примечательному. А уж если с ним разговоришься, начнёшь расспрашивать, вспоминать родные места – всё для него готов сделать.
   Неужели любовь к родине – инстинкт? Это действительно так. Выяснено это было в опытах на перелётных птицах. Брали птиц в разном возрасте – ещё не вылупившихся и только что вылупившихся птенцов, слётков, покинувших гнездо, молодых, живущих с родителями, молодых чуть постарше, взрослых – и перевозили с места, где были их родительские гнёзда, в другое. На новом месте пернатых подопытных задерживали до начала осенней миграции на зимовки, окольцовывали и отпускали. А весной ждали по обоим адресам. Оказалось, что, слетав на зимовки, взрослые птицы возвращались «домой», причём поведение молодых зависело от возраста в момент опыта. Если их перевозили по достижении некоторого критического возраста, они возвращались к «родным пенатам», то есть туда, откуда их увезли. Если же не достигали этого рубежа, они возвращались туда, где их выпустили. Значит, у птиц привязанность к определённому месту на земле образуется в детстве, в каком-то критическом возрасте. Где они в этом возрасте окажутся, там и будет их родина, на которую они станут возвращаться всю жизнь. Видимо, этот же механизм действует и у детей в возрасте старше двух и младше двенадцати лет.
   Наша маленькая родина всегда прекрасна, где бы ни вырос человек – в тундре, в пустыне или на берегу моря, на островке или в городе, ибо она запечатлевается в нашем мозгу и окрашивается всеми теми положительными эмоциями, что так свойственны детству. Но многие виды животных имеют и ещё один, уже врождённый образ – образ подходящей для вида экологической среды. При возможности выбора выросший в изоляции олень предпочтёт лес, а сайгак – открытые пространства. Исходная среда человека – всхолмленные берега озёр и рек в саванне. И для нас до сих пор самый приятный ландшафт – слабовсхолмленный, где деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, а вблизи есть река или озеро. Заметьте, что люди безжалостно вырубают леса вокруг поселений в лесной зоне, но упорно сажают деревья вокруг поселений в степи.
(458 слов)

По В. Дольнику