Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Природа в рассказе «Последний поклон»

   Одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева – человек и природа – с особой любовью раскрыта в автобиографической повести «Последний поклон». Природа является не просто фоном, декорацией в произведении, а неотъемлемой частью жизни главного героя, стремящегося к гармонии с окружающим миром. При описании пейзажа Астафьев использует богатейшие возможности языка, в том числе глагольную метафору, которая позволила писателю в живой, образной и одновременно экономной форме показать растительный и животный мир сибирского края. В жизни растений, птиц писатель подмечает незаметные на первый взгляд детали, находит в них аналогию человеческим действиям и состоянию: млел березнячок; горбатились боярки; подорожник набирался сил; осинник густо взнимался по косогору; дерево жалуется, умеет стонать и плакать нутряным, безутешным голосом; ласточки наговаривали меж собой.
   Астафьев точно находит глаголы, подчёркивающие бытовые детали: осинник сомлел от жары; капуста уж так опилась, такие вилки закрутила, что больше ей ничего не хочется.
   Нередко автор приписывает растениям, животным свойства человеческого сознания – способность к принятию решений, различные чувства, желания.
   Луковица, например, терпеливо дожидалась весны, чтоб порадовать людей надеждами на близкое лето; и всякая травка хотела скорее занять своё место на земле; среди огорода стоит корова и не то дремлет, не то думает, тужась понять, почему люди так изменчивы в обращении с нею; возле лужицы с ладошку величиной сидела большая лягуха в скорбном молчании и думала, куда ей теперь деваться.
   Туман у Астафьева может уютно дремать, все плотнее прижиматься к земле, украдчиво ползти, тихо над рекою умирать, Фокинская речка умеет картаво наговаривать, резвость и светлость свою беречь, а Енисей и Мана долго-долго спешили навстречу друг дружке, Енисей поталкивает Ману в бок, заигрывает, прижимает в угол.
   Обычные глаголы, получая в контексте метафорическое значение, придают языку писателя своеобразие и неповторимость.
   Особого внимания заслуживают метафоры, вызывающие ассоциации со стихией огня и воды: забытыми кострами бездымно догорают в жёлтой пене курослепа дикие пионы; все было залито разноцветной зеленью густеющих хлебов.
   О состоянии, форме и строении цветов говорят следующие индивидуально-авторские метафоры: жёваным горохом рассыпался набравший цвет курослеп; ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках.
   Глагол-метафора здесь является центром образности, которая распространяется на более широкий отрезок речи, тем самым вызывая общую метафоризацию.
   Приобрести эмоционально-экспрессивную окраску пейзаж может и при помощи видовременной соотносительности глагольных форм. В пейзажных описаниях Астафьева представлены и глаголы прошедшего времени несовершенного вида, и настоящее историческое время, и глаголы будущего времени в форме настоящего. Например, в описании растительного мира длительные действия, продолженные во времени, передают глаголы несовершенного вида: (подорожник) набирался сил; (травка) зеленела, тянулась, плелась; (морковники) силились пойти; (жарки) сорили; (саранки) взнимались; (красоднев) стоял, ждал...
   При описании летнего дня глаголы времени дают возможность не только представить совершающиеся действия в определённом временном аспекте, но и указывают на их одновременность.
   В целом же складывается единая картина летнего дня. Настоящее историческое время довольно часто используется писателем для более «осязательного» изображения описываемого.
   Иногда писатель соединяет в описании пейзажа сразу три времени глагола: прошедшее (описательное), настоящее историческое, будущее в форме настоящего. Например, картина пробуждения весны представлена так, будто всё в ней происходит в настоящем времени или вот-вот произойдёт.
   В пейзажах Астафьева мы встретим глаголы с разной стилистической окраской: общелитературные, разговорные, просторечные. Писатель активно использует лексико-семантические и стилистические особенности глагола как важного языкового элемента в создании пейзажа.
(512 слов)

По Т. Савченко