Все мы порой пишем письма, и, кажется, нет ничего проще и доступнее этого занятия.
Чехов почти всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим.
В эпистолярной форме1 Чехов осуществил тот совет, который давал брату для обращения с людьми вообще, утверждая, что в отношениях с людьми должно быть больше искренности и сердца, больше молчания и простоты в обращении.
Мы представляем себе фигуру Чехова по воспоминаниям, рассказам современников. Но если даже о нём не сохранилось бы ни единой мемуарной строки, мы всё равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам.
Он рано осознал, что стержень характера – чувство собственного достоинства, и другим пытался его внушить.
Сознавать своё достоинство – значит, по Чехову, уважать и чужую личность, а это означает полную невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать неафишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград.
Письма создают превосходный духовный автопортрет Чехова с большой поправкой на самоиронию.
Легко обращая иронию на себя, Чехов к другим людям, как и к событиям, впечатлениям, вещам, старается приложить мерку максимальной объективности.
Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять. И самым щадящим оружием, но и самым надёжным лекарством против заносчивости, глупости, грубости служит чеховский юмор. Для Чехова юмор – наиболее изящная форма выражения чувства справедливости.
(251 слово)