Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
Последний канцлер Российской империи
Испокон веку помня о народе как о решающей силе государства, не будем забывать и о роли личности в истории. За давностью лет одни герои прошлого были канонизированы, другие, наоборот, были беспощадно забыты. Ещё более столетия назад историк Пётр Бартенев с горечью констатировал: «Мы нестерпимо равнодушны к отечественной истории, да и ко всему на свете. Сколько безвозвратно погибло страниц, не озарённых никаким светом». Он абсолютно прав. Человечество, к сожалению, так устроено, что умеет многое забывать, не задумываясь ни на секунду о важнейшем значении для грядущих поколений хорошо сохранившихся исторических памятников. Задача истории как раз в обратном – вспоминать!
Светлейший князь Горчаков вниманием потомства ничуть не обижен. Историки дипломатии заново вникают в его дальновидные замыслы: он был крупнейшим политиком века, ему чересчур часто приходилось принимать жизненно важные для огромной страны решения. Историки литературы старательно просвечивают, выставляя напоказ его старомодную, на первый взгляд ничем не примечательную фигуру, на которую солнечным лучом исподволь ложились блики русской поэзии, – он начал жизнь дружбой с Пушкиным и закончил её дружбой с Тютчевым.
В основе всех политических концепций Горчакова лежало самое необходимое во все времена – неустанная, ни на минуту не прекращающаяся борьба за мир. Канцлер был, пожалуй, самым страстным и убеждённым борцом за сохранение мира в Европе и этим резко выделялся среди своих иностранных коллег, будучи далеко не всегда правильно понятым и заслуженно оценённым.
Борьба за мир началась не сегодня, и не завтра она завершится: эта борьба также имеет собственную великую историю протяжённостью в тысячелетия. Ещё в глубокой древности, потихоньку ступая босыми ногами по обжигающим золотисто-жёлтым песчаным пляжам Средиземноморья, писатели-философы в развеваемых несильным ветерком белоснежных одеждах рассуждали по-латыни о том, как уничтожить извечное, никому не нужное истребление человека человеком.
Горчаков пребывал в раздумье, мало-помалу вынашивая мысль о создании нерушимого международного объединения, которое, обладая обширными юрисдикциями, сделалось бы залогом сохранения всеобщего мира и сокращения всех видов вооружения. Этот проект был положен в основу созыва знаменитых мирных конференций в Гааге, которые и явились предзнаменованием возникновения Организации Объединённых Наций. Невольно вспоминается высказывание Гёте: «Ничто не исчезает из старого – всё развивается, и новая жизнь наплывает на старые обломки».
А неподалёку от окраины Петербурга, на кладбище Троицко-Сергиевской лавры, тихая малохоженая тропинка приводит нас к могиле российского канцлера Горчакова.
(359 слов)
По В. Пикулю