Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Картина Васнецова «Богатыри»

   Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рождённые художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот, ещё больше уплотняются в человеческой памяти.
   В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине – былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил её и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника.
   Былинная богатырская тема проходит через всё творчество Васнецова. В минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трёх дорог, светла и трогательна печаль васнецовской «Алёнушки».
   Апофеозом русской богатырской славы являются «Богатыри», в образах которых художник выразил своё возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей.
   В 1881 году Васнецов работает над «Богатырями» – картиной о доблестных рыцарях, защитниках угнетённых, а по сути – над рассказом о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, – задача была не из лёгких! Об этих героях во многих былинах рассказывается, согласно былинным описаниям и изобразил их Васнецов на своём полотне.
   Творил он его неотрывно. Год, другой создавал он картину, приводя всех в удивление своим неистовым и радостным трудом. Картина была уже почти готова. Друзья восхищались ею. Но Виктор Михайлович не спешил показывать её на выставках, несмотря на уговоры близких. «Нет, подожду», – говорил он. В этой неспешности – совестливость души живописца и богатырская ухватка истинного мастера. Автор хотел достичь впечатления подлинности былинного чуда.
   Это волнующее художника, возвышенное, эпическое ощущение Родины не покидало его весь долгий срок созидания картины. Он чувствовал душой огромную, тяжкую ответственность.
   Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают «Богатыри». Кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далёкий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А ещё крохотные ёлочки, до которых рукой подать.
   Широко, раздольно простёрлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут облака. Орлы сторожат курганы.
   А на переднем плане этого огромного полотна – «Богатыри» на заставе, богатыри на защите родной земли. Не в смертельной схватке показал своих героев Васнецов, а на страже, но уже про-славившимися своей волей к победе. У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер.
   Много лет писал художник своих «Богатырей», но зрителю кажется, что в едином порыве вылилось из-под кисти художника это живописное сказание. Всё в этом полотне продумано до деталей и убедительно настолько, что ничего в нём нельзя изменить. «Не обижают ли кого где!» – вот основа васнецовского замысла, ради которого он трудился целых двадцать пять лет.
   И богатырская застава Виктора Михайловича Васнецова и поныне несёт свою нелёгкую службу.
(527 слов)

По Н. Иониной