Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
Искусство создания фильма
Киноискусство – это искусство создания кинофильма, искусство коллективное, объединяющее художников разных специальностей.
Начинается работа над фильмом со сценария. Это особый вид художественной литературы, где детально разрабатывается содержание будущего фильма; его пишет сценарист.
Затем подбираются актёры на роли героев фильма, готовятся костюмы, декорации, реквизит (необходимые вещи).
Во главе коллектива, создающего кинофильм, стоит кинорежиссёр: он выбирает сценарий, подбирает актёров, руководит всей работой по съёмкам фильма.
Снимает фильм на плёнку кинооператор. Он следит за распределением света и тени в кадре, находит наиболее выразительную «точку зрения» кинокамеры.
Ни режиссёра, ни оператора зрители фильма не видят – перед ними только актёры. Именно они доносят до зрителя замысел режиссёра. Многое приходится делать киноактёру: и скакать верхом на лошади, и управлять автомобилем, фехтовать, стрелять, плавать, и прыгать с парашютом – в общем, всё то, что делают по сценарию герои фильма. Многие актёры стараются всё делать сами. Например, актриса Ольга Аросева в фильме «Берегись автомобиля» играла водителя троллейбуса – и она действительно научилась водить троллейбус.
Если актёр не умеет что-то делать, его заменяет дублёр. Если же нужно выполнить какой-то сложный и опасный трюк, – это дело каскадёра.
На заре кинематографа умели «записывать» только движение, фильмы были «немые». Поэтому перед артистами стояла сложная задача: без слов передать зрителям сюжет фильма, и они с этой задачей успешно справлялись. Правда, там, где нельзя было обойтись жестами и мимикой, на помощь приходили титры (надписи в кадре), с помощью которых давались пояснения.
Но «великим немым» кино оставалось недолго. Вместе с изображением научились записывать и звук – на особую «дорожку» у кромки плёнки. Начался «золотой век» музыкальных фильмов, где артисты пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
Затем в кино пришёл цвет – и появилось множество «видовых» фильмов, показывающих разнообразие и красоту природы.
Эффект «присутствия» зрителя в кадре, объёмное изображение – всё это доступно современному кино. Современная техника – в том числе и компьютерная – позволяет создать любое, даже самое фантастическое изображение.
Всю внешнюю обстановку действия фильма – костюмы, декорации, грим – создаёт художник. Музыку к фильму пишет композитор. Это могут быть песни или инструментальное сопровождение отдельных моментов действия.
В съёмке фильма участвуют осветители, звукооператоры, костюмеры, гримёры и ещё множество других специалистов. Но вот съёмки окончены, километры плёнки проявлены и доставлены на киностудию. Начинается монтаж – соединение отдельных «кусков» фильма в единое целое. Эту очень ответственную работу режиссёру помогает выполнить монтажёр. Теперь осталось записать звук, сделать титры – надписи, и фильм готов к встрече со зрителями. Эта встреча, как правило, происходит в кинотеатре.
Первые кинотеатры (специальные помещения для показа кинофильмов) называли в нашей стране «иллюзионами». Иллюзион – от слова «иллюзия» – обман зрения. Действительно, на экране мы можем видеть тех людей, которых давно нет, те события, которые произошли давным-давно.
Но у слова «иллюзия» есть ещё одно значение – несбыточная надежда. В «иллюзион» люди приходили, чтобы полюбоваться чужой, незнакомой, красивой жизнью. Чтобы разделить с героями фильмов их высокие чувства: любовь и ненависть, горе и радость. Чтобы порадоваться чужому счастью или посочувствовать чужим страданиям, а заодно отвлечься от собственных жизненных проблем.
(470 слов)
По Н. Чудаковой