Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
Зимний дуб
Диктант:
Лес вёл путников сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет деревьям, сугробам, тишине.
Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Что-то засверкало, заискрилось ледяными звездами.
Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей красе. Его ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела.
Учительница робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать лучшей квартиры.
(145 слов)
По Ю. Нагибину
Изложение:
Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А».
– Сегодня мы продолжим разбор частей речи. Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить так: кто это или что это? Например, ученик, книга...
– Можно?
В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках. Круглое лицо горело, словно его натёрли свеклой, а брови были седыми от инея.
– Ты опять опоздал, Савушкин?
Как и большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас её вопрос прозвучал почти жалобно. Приняв слова учительницы за разрешение войти, Савушкин быстро прошмыгнул на своё место. Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина. На это ей жаловались многие учителя.
Анна Васильевна помолчала минутку, а потом продолжила объяснение. Затем дети стали приводить свои примеры. Молодую учительницу удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, которые теперь наполнились новым смыслом.
Вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над задней партой и звонко крикнул:
– Зимний дуб!
Ребята засмеялись.
– Почему зимний? Просто дуб.
– Просто дуб – это не то! Зимний дуб – вот это существительное!
– Садись, Савушкин, вот что значит опаздывать. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.
Во время перерыва Анна Васильевна решила серьёзно побеседовать с мальчиком.
– Объясни, почему ты систематически опаздываешь? – строго спросила она, когда Савушкин вошёл в учительскую.
– Просто не знаю! Я за целый час выхожу.
– Где ты живёшь?
– При санатории.
– И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать. По шоссе до школы не более получаса.
– А я не по шоссе хожу. Я коротким путём, который через лес.
Анне Васильевне стало очень грустно. Так происходило всегда, когда она сталкивалась с детской ложью.
– Печально, Савушкин, очень печально! Придётся поговорить с твоими родителями. Я заканчиваю в два. После уроков ты меня проводишь.
Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу за школой. Едва они вступили в лес и тяжело груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в зачарованный мир, который был полон покоя и беззвучья. Сороки, вороны перелетали с дерева на дерево, колыхали ветки, сшибали шишки, порой обламывали хрупкие прутики, задев их крылом. Но ничто не рождало здесь звука.
Всё кругом было белым. Лишь в высоте чернели обдутые ветром макушки рослых плакучих ив, их тонкие веточки казались нарисованными тушью на синей глади неба.
Иногда деревья расступались, открывая солнечные весёлые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на цепочку от часов. Попадались и крупные следы, которые своей формой напоминали трилистник. Анна Васильевна заинтересовалась ими, и Савушкин объяснил учительнице, что эти следы принадлежат лосю.
Постепенно дорожка спустилась к ручью. Местами он был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным глазом живая вода. Мальчик указал учительнице на тонкие струйки, бьющие из-под земли. Это были тёплые ключи.
Лес повёл их дальше своими сложными, путаными ходами. Неожиданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб. Он был огромный и величественный, как собор. Казалось, что деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, а толстый ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, засохшая осенью, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
– Так вот он, зимний дуб!
Анна Васильевна подумала, что уже считала себя опытной учительницей. Но ей вспомнился сегодняшний урок: как бедно и сухо говорила она о родном языке, который так же красив и богат, как щедра и красива жизнь.
(592 слова)
По Ю. Нагибину