Елену Васильевну Аладову современники называли Третьяковым в юбке, потому что она не только возродила в Минске Государственную картинную галерею, которой война нанесла колоссальный ущерб, но и превратила галерею в один из крупнейших художественных музеев.
Во время оккупации в галерее погибли многие картины. Из тех предметов, что уцелели, сто семьдесят произведений живописи и тридцать древних белорусских икон были вывезены в Кёнигсберг. Туда же, видимо, вывезли и коллекцию слуцких поясов. К 1944 году от галереи не осталось и следа.
Но Аладовой удалось свезти в Минск столько сокровищ, что они восполнили военные потери. Именно Елена Васильевна убедила вдову художника Бялыницкого-Бирули передать картины мастера из его подмосковного дома в Минск. В 1948 году Елена Васильевна вернула из Саратова картины Юделя Пэна. При ней музей провёл тридцать экспедиций. Из подземелья гродненского костёла сама вытягивала парсуны – полусгнившие, источённые жуками картины семнадцатого века. В Дрисвятах нашла чудом уцелевшие слуцкие пояса, в Пружанском районе – резной иконостас. Теперь всё это – классика национального искусства.
Аладова снискала хорошую репутацию среди коллекционеров. Случалось, что питерцы и москвичи звали к себе минскую гостью, прежде чем предлагать шедевры Третьяковке. Бывало, что Министерство финансов отказывало в выдаче денег на закупку. Тогда Аладова шла на приём к первым лицам. Человек мягкий, но настойчивый, она добивалась всего, что надо было.
Об Аладовой говорили, что шедевры она видит сквозь стены. Так, считалось, что одна из знаменитых картин русского художника Константина Маковского бесследно пропала. Но Елена Васильевна умудрилась отыскать этот шедевр в частной коллекции и договориться о его передаче в Минск.
В начале пятидесятых годов Аладова добилась строительства для художественной галереи отдельного помещения. Это было первое в Советском Союзе здание, сооружённое специально для музея. Сбылась главная мечта Елены Васильевны.
(271 слово)