Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Удивительное полотно

   Осенью 1880 года в Петербурге произошло чудо: впервые была выставлена картина Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Картина висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутёмный зал и, заворожённые, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Каждому, кто смотрел на это удивительное полотно, казалось, что он чувствует на лице дуновение ветра, слышит тихий плеск волн, видит, как движутся белёсые клубы тумана. Но больше всего поражал волшебный свет луны.
   Не было ни одной газеты в столице, которая не посвятила бы картине и её автору нескольких восторженных статей. Одни называли его гением, другие – колдуном, третьи – фокусником. Многие верили, что в холсте проделана дырка, за которой кроется лампочка и светит вместо нарисованной луны так, словно это луна настоящая.
   Как ни странно, но люди, называвшие Куинджи колдуном, кое в чём были правы. Художник годами экспериментировал с красками, искал и находил новые сочетания, которые давали бы ему возможность передать чарующую красоту природы. Эти поиски принесли автору славу, а его произведениям – страшную беду.
   Ценители искусства пытались понять, долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Шли годы, и эти опасения начали сбываться. Постепенно всё больше и больше угасал и зеленоватый лунный свет на глади реки, и багровые отблески заката на белых стенах украинских мазанок, и золотые солнечные лучи на стволах берёз. В слое краски происходили какие-то химические реакции, и картина катастрофически темнела. Куинджи годами искал сочетания красок, разрабатывал их новый состав, чтобы добиться необычных цветовых эффектов на своих полотнах. Но через десятилетия выяснилось, что волшебные краски художника оказались недолговечными: они теряли яркость, катастрофически темнели. Почти всему наследию Куинджи грозила гибель.
   Судьба полотен художника взволновала всех любителей искусства. Учёные, реставраторы сделали всё, чтобы спасти картины мастера, тщательно отреставрировав, сумели вернуть их в музеи.
(305 слов)