Красив зимний лес. Хорош он своим здоровым чистым воздухом. Но меня привлекает ещё и потому, что люблю распутывать следы его обитателей. Снег имеет прекрасное свойство записывать всё, что происходит в лесу. Конечно, для этого необходимо знать, что за зверь или птица расписываются на снегу.
А это что? Глубокие большие следы распаляют воображение. Может, медведь вылез из берлоги не вовремя? Или таинственный человек прошёл тут? Не будем торопиться с выводами, а посмотрим на молодые берёзки вдоль следов. Так и есть: веточки их обрезаны, словно ножом. Да ведь это же лось здесь кормился!
Из ельника попадаю снова в березняк. И опять новые, необычные следы. Сразу вспоминаю давно происшедший случай. Как-то на одной из первых охот я обнаружил лунку в снегу. Из книг знал, что боровая дичь зимой большую часть времени проводит в снегу. Подошёл ближе, но птица не вылетела. Я уже засомневался и засунул носок лыжины в лунку и чуть не сел от неожиданности: лыжина выбросила вверх иссиня-чёрного косача.
От куста к кусту, словно цепочки, тянутся куропаточьи следы. Припушённые лапки на снегу оставляют нечёткие крестики. Вот и лунки, здесь куропатки ночевали. Но почему-то взлетели слишком поспешно. Да это рыжая плутовка хотела полакомиться белой курочкой. Как вижу, лиса осталась ни с чем.
Лыжи несут меня дальше.
Тёмное отверстие с пятикопеечную монету на чистой целине. Отсюда пролегли через полянку следы полёвки и оборвались… Куда же пропала мышь? Не улетела же она? Внимательно изучаю оборванный след и замечаю слабые отпечатки больших крыльев. Всё ясно: бедную мышь унесла бесшумная сова.