В Михайловском, куда бы вы ни пошли, всюду птицы – добрые, доверчивые к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно и неприкосновенно.
В центре усадьбы, там, где летом бывает почти полмиллиона людей, посещающих святые места, растут густые кусты шиповника, жасмина. За ними хорошо ухаживают, поэтому нет ничего удивительного, что в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.
Дикие утки много лет выводят утят в зарослях Чёрного пруда. После того как птенцы вылупятся, они уводят их по Еловой аллее на реку Сороть. Обычно это случается в день Пушкинского праздника поэзии. Люди спешат, ничего не замечают, идут за экскурсоводом… И вдруг среди людей – семья молодых утят, важно идущих к реке. Некоторые люди и замечают это чудо, но им кажется, что так здесь всегда, что семья утят – это один из заповедных, постоянно действующих пушкинских экспонатов!
А вот недалеко от пруда происходит ещё какая-то другая возня. Это цапли готовят своих малышей ко сну… Михайловские серые цапли! Их много – около полусотни гнёзд. Живут большой колонией в больших гнёздах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, реки, болота, где водится много рыбы, лягушек, змей, до которых она большой охотник. В Михайловском всего этого много, и цапли здесь давно живут.
От зари до зари цапли в полёте и на охоте. Когда молодые цапли начинают учиться летать, они часто выпадают из гнезда. Мы их подбираем, зовём ветеринара, он осматривает птицу и, если есть у неё какая-нибудь травма, накладывает повязку. Лечим её, кормим свежей рыбой, лягушками. Птица живёт в вольере, а потом она выходит в сад, пробует летать, а затем взлетает в небо и летит к своим сородичам.
В последние дни октября, когда ложится на землю осенний туман и становится на улице морозно, птицы всей стаей собираются на своих соснах. А потом они все вместе улетают в дальние края.
И тогда в Михайловское приходит грусть...
(307 слов)
По С. Гейченко