6 октября 1910 года актёр драматического театра Глеб Котельников был потрясён разыгравшейся на его глазах трагедией: при выполнении сложной фигуры пилотажа из кабины самолёта выпал Лев Мациевич и разбился насмерть. В голове не укладывался страшный парадокс: человек создал удивительные летающие машины, но ничего не смог сделать, чтобы обезопасить себя от своего же детища.
Как и многие в те годы, Котельников знал о проблеме создания авиационного парашюта, стоящей перед современной техникой. Да, парашюты уже существовали, и ими широко пользовались, например, для совершения прыжков с аэростатов. Но когда появились самолёты, оказалось, что пользоваться этими парашютами невозможно: они были слишком громоздки, места им на аэроплане не находилось, к тому же они были не приспособлены для прыжков с аэроплана, скорость которого во много раз превышала скорость аэростата. Создавалось множество проектов, но все они оказывались непригодными.
Гибель пилота Мациевича – поворотный момент в судьбе актёра Глеба Котельникова. С этого дня вся его долгая жизнь была посвящена изобретению парашюта. Он продолжал играть в театре, опубликовал ряд пьес, написанные им романсы звучали с эстрады. Но уже ни на минуту не прекращалась работа над созданием и усовершенствованием аппарата, способного сохранить жизнь человека, покоряющего небо.
Все опытные образцы парашютов Котельников изготавливает сам, находя форму клиньев, из которых шьётся купол.
Наконец всё готово, можно проводить испытания. На гоночном шоссе у Царского села специальным устройством парашют прикрепили к легковому автомобилю, на полном ходу парашют раскрылся. Ещё мгновенье – и, к всеобщему удивлению, тяжёлая машина остановилась, мотор заглох.
Так был испытан первый в мире тормозной парашют – изобретение, опережающее время, ибо тогда ещё никто не мог предположить, что когда-нибудь самолётам может понадобиться тормозное устройство. А через четверть века такой парашют впервые затормозил тяжёлый самолёт, севший на лёд для высадки советской экспедиции в районе Северного полюса.
(283 слова)