Граф Пётр Борисович Шереметев захотел создать в своём имении театр, как в Европе. Отправил своего сына Николая во Францию, в Италию и просил узнать, что нужно для создания театра. Юноша купил пьесы, книги о том, как происходит театральное действие, как строится сцена в театре, как делаются декорации, из каких инструментов состоит оркестр, как сделать так, будто на сцене идёт дождь или происходит наводнение...
Николай Петрович Шереметев привёз из-за границы музыкантов, архитекторов, учителей танцев, инструменты. Он дал инструменты своим крепостным, чтобы они их изучили и сделали свои, и не хуже, а лучше!
Николай Петрович Шереметев взялся за театральное дело всерьёз. Читал артистам пьесы, участвовал в репетициях.
Был внимательным к ученикам. Если кто-то из будущих актёров заболевал, приносил лекарства.
Граф сразу отметил среди учениц девочку – Парашу Ковалёву. Параше не исполнилось ещё одиннадцати лет, когда граф решил, что она должна играть на сцене. Перед премьерой девочка думала только о том, чтобы не забыть роль, не думать о том, куда и как надо поставить руки и ноги. Когда же девочка выходила на сцену, она всегда была совершенно спокойна.
Спектакль прошёл с успехом, гости аплодировали, и многих поразила юная актриса. А она кланялась, улыбалась и была счастлива.
Девочка поняла – она будет актрисой. Так Параша стала Прасковьей Ивановной.
Она сыграла десятки ролей. Среди её героинь – бедные воспитанницы, барышни, госпожи.
Однако она так и оставалась крепостной, а у графа и мысли не было освободить свою актрису. Шереметев был уверен, что его крепостным так хорошо, что только неблагодарный может проситься на волю.
И вот Шереметеву надо ехать в Петербург. С ним следовал целый поезд карет, в котором ехали актёры, а также везли музыкальные инструменты, костюмы, декорации.
В Петербурге, с его сырым воздухом и дождями, Параша всё сильнее стала кашлять. Врачи поставили ей диагноз – «чахотка».
Не суждено ей было больше выступать в любимом театре. А было Прасковье Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой всего тридцать три года.
(304 слова)
По А. Алексеевой