Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



Грачи прилетели!

   Алексей Кондратьевич Саврасов писал пейзажи и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. Снисходительный к людям в жизни, он становился требовательным в вопросах искусства.
   – Какая же это верба, юноша? – говорил он, просматривая работу ученика. – Не знаете – посмотрите. Десять раз посмотрите, потом рисуйте. Но мало знать природу, её надо чувствовать. Если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя.
   Каждый год, едва заканчивались занятия, отправлялся художник с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов на Волгу, в Кострому.
   Художник снял комнатку в мезонине большого деревянного дома. Но первые дни работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке: – Далеко ещё до весны, Дарья Петровна.
   Но весна пришла как-то неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
   Схватив палитру, художник стал набрасывать на холсте согретые первым лучом весны деревья, и избы, и маленькую церковку.
   Почему же так долго не мог взяться художник – признанный мастер пейзажа – за кисти и краски? Чего он ждал? Он наконец нашёл такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели!» – так назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В ней он выразил то, чего ожидал с таким нетерпением, – первое дуновение весны.
(339 слов)