Найти на сайте: параметры поиска

Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.



В гармонии с природой

   Мне вспоминается рассказ одной моей знакомой, которая до семнадцати лет безвыездно жила в городе, вследствие чего животных, как и все горожане, видела чересчур мало и знала ещё меньше. Когда она впервые стала читать Толстого и поняла, как можно чувствовать и понимать животных, её охватил непередаваемый, странный, почти непонятный ей, просто-таки сверхъестественный ужас. Это жуткое чувство она пытается сравнить с ощущением человека, который бы увидел, что все неодушевленные предметы вокруг него враз зашевелились, перешептываясь вполголоса, и зажили неожиданною, никому не понятной жизнью.
   Однако не только в животных есть для Толстого эта тайная, но необъяснимо близкая человеку жизнь. Существует она и в растениях.
   Интересен такой случай: Толстой стал вырубать в ещё не ухоженном саду молодую древесную поросль, шедшую от корней гигантского тополя, наполняющего окрестность шорохом своих серебряных листьев. Великий писатель вспоминает: «Мне иногда жалко становилось смотреть, как разрубали под землёй сочные коренья, как потом вчетвером мы тянули и не могли вырвать надрубленный тополёк. Он из всех сил держался и не хотел умирать. Я подумал: «Видно, нужно им жить, если они так крепко держатся за жизнь». Действительно, никто иной так глубоко не чувствовал природу, не сопереживал ей так, как Лев Николаевич. Вспомним, как описывает он собственные наблюдения. Как-то раз, отдыхая под роскошной тёмно-зелёной кроной старого дуба, писатель наблюдал за снующими беспрерывно взад и вперёд тружениками-муравьями. Надо было видеть, как они, презирая опасность, преодолевали-таки препятствия, которые представляли собой оголённые корни старика дуба.
   Вслед за тем человеческое внимание было привлечено бабочкой с перламутровыми лимонно-жёлтыми крылышками, которая в течение полутора минут кружилась и порхала, а потом, увидев белый цветочек дикорастущего клевера, расположилась на его поверхности. Трудно сказать, по-летнему приветливое солнышко ли её пригрело ласковым своим лучом, или она пила сок из цветка, только отчётливо видно было, что она вовсю наслаждается жизнью. Бабочка изредка взмахивала крылышками и прислонялась к цветку, по временам качаясь на нём точь-в-точь как на качелях, а затем мало-помалу замерла на нём.
   Наблюдая за безыскусственными проявлениями маленьких чудес природы, человек, безусловно, становится чище душой и добрее сердцем. Как хорошо было бы, если бы все мы научились жить в гармонии с природой!
(341 слово)

По В. Вересаеву