Вспоминая своё раннее детство, человек видит его обычно как рад сменяющихся картин. Запоминаются только поразившие нас чем-то события, предметы, краски. Остальное расплывается, оно неуловимо.
Первое, что художник Виктор Васнецов запомнил на всю жизнь, был таинственный, трепетно разлитый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек.
Витя особенно любил зиму. Когда завоют холодные ветры, когда поле покроется махровой снежной пеленой, хорошо у тёплой печки смотреть сквозь растопленный дыханием кружок оконного стекла на зачарованный в сказке сна лес-богатырь. Или, найдя старый журнал отца, разглядывать на картинке Деда Мороза, огромного, в красных варежках старика с белой бородой.
В крестьянской избе няни-старушки, где потрескивает лучина и горьковатый дымок тянется по каморке, течёт мерный, сказочный напев. Витя на коленях у старушки слушает старинные былины. Хотя и не первый раз, но готов слушать без конца. Ни на что не похожий мир медленно разворачивается перед ним. Видит он богатырского коня Ильи Муромца, который перемахивает с холма на холм, через леса и реки. Видит, как летит стрела Ильи в страшного Соловья-разбойника, как не спеша выезжает Илья в чисто поле.
Витя знает это чисто поле. Ведь оно совсем рядом. Если сейчас встать, подойти к окошку, подышать на заветный глазок, то под серебристым сиянием месяца увидишь те далёкие холмы. Полузасыпанные снегом ёлки нестройными рядами словно бегут к тёмному, таинственному еловому лесу.
Бесхитростные напевы простой женщины заронили в душу Васнецова первые образы, полные волшебного очарования. Через много лет эти образы вырастут в великие создания его кисти.
(234 слова)
По В. Осокину