Пушкин любил определение «быстрый» и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей-либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику.
Быстрый карандаш – образ, как нельзя более отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково лёгкой, стремительной, летящей как в начертаниях букв, так и в многочисленных зарисовках, заполняющих страницы рукописей поэта.
Отличительной особенностью рисунков Пушкина является то, что они не создавались специально. Они возникали в минуты творческих раздумий, пауз, поисков рифмы, неудовлетворённости написанным. Это рисунки для себя, и в этом их особая ценность. Отражая неожиданные ассоциации, они позволяют проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта, которые остались запечатлёнными в рисунке.
Поэт сам признавался, что рисункам его часто сопутствует смятение, душевное волнение, влюблённость или неясная тревога, что в такие минуты рука его чертит машинально.
Удивительно сюжетное богатство рисунков поэта. Здесь целая серия автопортретов, портреты друзей и недругов, едкие карикатуры и милые, тонкие женские профили, пейзажные наброски, затейливые росчерки, фигуры скачущих лошадей и, наконец, иллюстрации.
Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость, они удивительно живы и выразительны. Пушкин изображает себя по-разному: с кудрями, какие были у него в юности, и лысым, хотя таким он никогда не был, молодым и старым, в крестьянской рубашке и в кавказской бурке, то подчёркнуто карикатурно, то серьёзно, как бы пытливо вглядываясь в собственное изображение.
По своему положению в рукописи рисунки Пушкина неразрывно связаны с текстом, а иногда они сделаны прямо поверх строчек, порой отдельные слова и целые фразы набегают на уже созданный ранее рисунок.
Бесспорно, пушкинская графика занимает своё особое место в ряду документов, свидетельствующих о событиях пушкинской жизни и творчества.
(260 слов)