Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
Белорусская роспись по ткани
Традиции художественной росписи на Беларуси развиваются приблизительно со второй половины девятнадцатого века. В сельских домах стала появляться расписанная мебель, временами можно было встретить роспись по стеклу. Расписанные изделия украшали самую чистую половину дома – светлицу.
Роспись по ткани как чисто самобытное явление распространилась в начале двадцатого столетия. Белорусская роспись по ткани бытовала в виде прикроватных ковров и небольших ковриков, которые выполняли чисто декоративную роль в интерьере. Расцвет этого вида искусства приходится на первые послевоенные годы, когда расписные изделия заполнили отстроенные дома. Интересно, что если фон довоенных ковров был серым или белым, то фон послевоенных ковров – чёрный.
Росписью по ткани занимались как прославленные художники, например Язэп Дроздович, так и деревенские художники-самоучки. Часто они путешествовали по округе, зарабатывая на жизнь своим ремеслом. Расписывая ковры, мастера придерживались декоративной композиции растительного характера, изредка отклоняясь в сторону сюжетно-тематическую. Основным мотивом расписных ковров был пышный букет в вазе или корзинке и этот же букет, перевязанный ленточкой. По краям ковра шла гирлянда, венок из переплетённой растительности, а ещё букеты могли отходить от углов ковра к центру. Часто возле букетов симметрично могли быть размещены силуэты птиц. Цвета, которые использовались для росписи, были яркими и насыщенными.
Яркой и самобытной звёздочкой в белорусской росписи сияла Елена Киш, имя которой внесено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства». Не имея специальной профессиональной подготовки, она смогла создать свой неповторимый мир, яркий, самобытный, несколько наивный, но искренний и глубокий.
Путешествуя по Беларуси, Елена Киш оставляла в домах свои необычные, волшебные ковры с полуреальными сюжетами. Пейзаж она рисовала традиционный: озеро, речку, лодки, деревья, кусты. Но тут же были птицы и животные, которые этому пейзажу не соответствуют и которых художница вряд ли когда-нибудь видела. Например, на берёзовых ветках сидят фазаны, больше похожие на доисторических животных; на луг с цветами выходят львы, больше похожие на ласковых котов.
В настоящее время роспись по ткани не имеет такого распространения, но её традиции сохранились и нашли своё место в декоративной росписи по дереву, в частности, в росписи декоративных досок, которая в наше время носит и промышленный характер.
(329 слов)